ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ
В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Питание воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных с учетом требований Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013г. №8 "Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования».
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 января 2013 г. № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов".
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 августа 2019 г. N 525 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ (в ред. постановлений Совмина от 17.01.2022 N 29, от 31.08.2022 N 570)
Примерные двухнедельные рационы разрабатываются на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей согласно санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь.
Питание детей дошкольного возраста, сбалансированное на основе морфологических и функциональных особенностей их организма, занимает ведущее место в комплексе организации жизнедеятельности, роста и развития детей.
Для воспитанников, находящихся на лечебном (диетическом) питании, вносится коррекция в дневной (суточный) рацион в соответствии с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача общей практики).
Выдача готовой пищи воспитанникам проводится только после снятия проб и записи медицинским работником либо другим членом бракеражной комиссии в журнале по контролю за качеством готовой пищи.
Прием пищи воспитанниками проводится в группах при выполнении следующих условий:
- помещение перед приемом пищи проветривается;
- столы покрываются сервировочными салфетками под каждый прибор. Салфетки используются хлопчатобумажные, льняные или бумажные;
- столовая посуда и столовые приборы должны соответствовать возрасту воспитанников;
- при раздаче пищи горячие блюда должны быть температурой 50 °C (оптимальная), холодные напитки – комнатной температуры, но не ниже 20 °C, закуски (салаты) – 14 °C – 16 °C;
- смена блюд производится по очередности их приема, начиная с салата.
Педагогами нашего учреждения проводится целенаправленная и систематическая работа по формированию у воспитанников умений, связанных непосредственно с приемом пищи и правильным пользованием столовыми приборами, салфеткой в соответствии с возрастными особенностями детей.
КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ
Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом возрастных особенностей детей. При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора идет и на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.
В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).
- Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой); выполнять элементарные поручения (после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол).
- У воспитанников второй младшей группы (от 3 до 4 лет) формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения: спокойно садиться за стол и выходить из-за него; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Совершенствуются навыки правильного пользования столовой и чайной ложкой, вилкой.
- Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, полезности продуктов питания, сервировке стола, принятии пищи только в установленных местах (о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице).
- Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет) знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека. У них формируются новые и закрепляются полученные ранее представления о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку). Обучаются уважительному отношению к труду повара, мамы и других взрослых по приготовлению пищи, к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Закрепляются навыки благодарить взрослых за приготовленные блюда, а также умения: пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них.
Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.
Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми руками. Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды.
Освоение вышеперечисленных навыков
связано с этическим развитием воспитанников.
Денежные нормы расходов на питание обучающихся
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
23 августа 2023 г. № 555
Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317
На основании части второй пункта 8 статьи 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» следующие изменения:
название изложить в следующей редакции:
«О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся»;
пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Установить:
1.1. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных детских садах, учреждениях общего среднего и высшего образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, специальных школах и специальных школах-интернатах при освоении содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования согласно приложению 1;
1.2. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных детских садах, санаторных группах, санаторных специальных группах, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания с длительностью пребывания 12–24 часа согласно приложению 2;
1.3. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных детских садах, учреждениях общего среднего и высшего образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, специальных школах и специальных школах-интернатах при освоении содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, согласно приложению 3;
1.4. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных детских садах, санаторных группах, санаторных специальных группах, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, с длительностью пребывания 12–24 часа согласно приложению 4;
1.5. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с длительностью пребывания 6–8 часов (двухразовое питание), 8–10,5 часа (трехразовое питание), 12–24 часа (пятиразовое питание) согласно приложению 5;
1.6. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах, в том числе группах продленного дня, при освоении содержания образовательной программы среднего образования с длительностью пребывания 8–10,5 часа (трехразовое питание) согласно приложению 6;
1.7. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся, проживающих в общежитиях учреждений общего среднего образования (пятиразовое питание), согласно приложению 7;
1.8. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных школах-интернатах, кроме санаторных школ-интернатов для детей с заболеванием туберкулезом и риском его развития (пятиразовое питание), согласно приложению 8;
1.9. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных школах-интернатах для детей с заболеванием туберкулезом и риском его развития (пятиразовое питание) согласно приложению 9;
1.10. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в специальных школах-интернатах (пятиразовое питание) согласно приложению 10;
1.11. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в учреждениях среднего специального, высшего, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования согласно приложению 11;
1.12. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в оздоровительных лагерях дневного пребывания (трехразовое питание) согласно приложению 12;
1.13. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания (пятиразовое питание) согласно приложению 13;
1.14. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания военно-патриотического профиля, труда и отдыха, учреждении образования «Национальный детский технопарк» (пятиразовое питание) согласно приложению 14;
1.15. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся, проживающих в общежитии учреждения образования «Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж» (пятиразовое питание), согласно приложению 15;
1.16. денежные нормы расходов на питание участников образовательных и иных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования, согласно приложению 16.»;
в пункте 2:
подпункт 2.1 изложить в следующей редакции:
«2.1. при обеспечении питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обучающихся, указанных в абзаце втором пункта 3 и пункте 6 Положения об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694, размер денежной нормы расходов на второй завтрак (ужин) составляет 35 процентов, на обед – 50 процентов и полдник – 15 процентов от соответствующей денежной нормы расходов на питание, установленной в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 настоящего постановления.
Нормы питания, установленные в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 настоящего постановления, используются при одноразовом питании (при пребывании в учреждении образования 3,5–6 часов) и двухразовом питании (при пребывании в учреждении образования 6–8 часов) с учетом норм калорийности конкретного приема (приемов) пищи согласно установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям и физиологическим потребностям в энергии:
второго завтрака (ужина), в том числе второго завтрака во вторую смену, – 440–550 ккал для обучающихся в возрасте 6–10* лет, 540–675 ккал – 11–18 лет;
обеда – 660–770 ккал для обучающихся в возрасте 6–10* лет, 810–945 ккал – 11–18 лет;
полдника – 220–330 ккал для обучающихся в возрасте 6–10* лет, 270–405 ккал – 11–18 лет;
______________________________
* Допускается применение для обучающихся в возрасте 5 лет.»;
подпункт 2.2.2 исключить;
в частях второй и третьей подпункта 2.6 цифры «1.20» заменить цифрами «1.16»;
в подпункте 2.8 слова «1.6–1.14, 1.16, 1.19 и 1.20» заменить словами «1.6–1.10, 1.12, 1.15 и 1.16»;
в пункте 32 слова «1.17 и 1.18» заменить словами «1.13 и 1.14»;
дополнить постановление приложениями 1–16 (прилагаются).
2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.
Премьер-министр Республики Беларусь |
Р.Головченко |
|
Приложение 3 к постановлению |
НОРМЫ ПИТАНИЯ И ДЕНЕЖНЫЕ НОРМЫ РАСХОДОВ
на питание обучающихся в детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных детских садах, учреждениях общего среднего и высшего образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, специальных школах и специальных школах-интернатах при освоении содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, проживающих на территории радиоактивного загрязнения
Таблица 1
Нормы питания
(масса продуктов нетто (г, мл) в день на одного обучающегося)
Возраст обучающихся |
||
Группы и виды продуктов |
от 1 года до 3 лет |
от 3 до 7 лет |
в учреждениях с длительностью пребывания |
||
10,5 часа |
10,5 часа |
|
1. Хлеб пшеничный* |
40,0 |
65,0 |
2. Хлеб ржаной* |
40,0 |
60,0 |
3. Мука пшеничная |
10,0 |
10,0 |
4. Крахмал картофельный* |
1,5 |
2,0 |
5. Макаронные изделия |
7,0 |
9,0 |
6. Крупы |
26,0 |
28,0 |
7. Бобовые |
3,0 |
3,0 |
8. Картофель |
110,0 |
150,0 |
9. Овощи |
150,0 |
200,0 |
10. Томат-пюре* |
1,0 |
2,0 |
11. Фрукты |
130,0 |
160,0 |
12. Сухофрукты** |
7,0 |
10,0 |
13. Шиповник сухой |
5,0 |
6,0 |
14. Соки |
60,0 |
80,0 |
15. Мясо |
24,0 |
42,0 |
16. Птица |
10,0 |
15,0 |
17. Колбасные изделия |
5,0 |
10,0 |
18. Субпродукты |
5,0 |
8,0 |
19. Молоко и кисломолочные продукты |
300,0 |
330,0 |
20. Масло сливочное |
12,0 |
17,0 |
21. Творог |
45,0 |
50,0 |
22. Сметана |
9,0 |
12,0 |
23. Сыр |
5,0 |
7,0 |
24. Яйцо |
14,0 |
20,0 |
25. Рыба |
10,0 |
10,0 |
26. Морская капуста |
2,0 |
4,0 |
27. Масло растительное |
9,0 |
12,0 |
28. Сахар |
23,0 |
33,0 |
29. Мед |
2,0 |
5,0 |
30. Кондитерские изделия (мучные кондитерские изделия, зефир, мармелад, варенье, джем) |
10,0 |
13,0 |
31. Дрожжи* |
0,2 |
0,2 |
32. Чай* |
0,1 |
0,2 |
33. Кофейный напиток* |
1,2 |
2,4 |
34. Какао* |
0,6 |
1,6 |
35. Соль |
3,5 |
4,5 |
36. Лимонная кислота* |
0,1 |
0,2 |
37. Аскорбиновая кислота, мг |
45,0 |
50,0 |
______________________________
* Нормы хлеба пшеничного, хлеба ржаного, крахмала картофельного, томат-пюре, дрожжей, чая, кофейного напитка, какао, лимонной кислоты являются рекомендуемыми.
При использовании хлебобулочных изделий собственного производства нормы хлеба пшеничного уменьшаются, а нормы на необходимые для их изготовления продукты увеличиваются.
** Допускается сезонная замена сухофруктов свежими фруктами.
Таблица 2
Денежные нормы расходов на питание
(рублей)
Возраст обучающихся |
В день на одного обучающегося в учреждениях с длительностью пребывания |
10,5 часа |
|
от 1 года до 3 лет |
3,98 |
от 3 до 7 лет |
5,16 |