Организация питания дошкольников

ОРГАНИЗАЦИЯ ПИТАНИЯ ВОСПИТАННИКОВ

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Питание воспитанников в учреждении дошкольного образования организуется на основе примерных двухнедельных рационов, разработанных с учетом требований  Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25 января 2013г. №8 "Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования».

ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 25 января 2013 г. № 8 "Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования для учреждений дошкольного образования» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов".

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 7 августа 2019 г. N 525 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ (в ред. постановлений Совмина от 17.01.2022 N 29, от 31.08.2022 N 570)

 

Примерные двухнедельные рационы разрабатываются на основании норм потребления пищевых веществ и энергии для детей согласно санитарным нормам и правилам, устанавливающим требования к питанию населения: нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Республики Беларусь. 

Питание детей дошкольного возраста, сбалансированное на основе морфологических и функциональных особенностей их организма, занимает ведущее место в комплексе организации жизнедеятельности, роста и развития детей.

Для воспитанников, находящихся на лечебном (диетическом) питании, вносится коррекция в дневной (суточный) рацион в соответствии с рекомендациями врача-педиатра участкового (врача общей практики).

Выдача готовой пищи воспитанникам проводится только после снятия проб и записи медицинским работником либо другим членом бракеражной комиссии в журнале по контролю за качеством готовой пищи.

Прием пищи воспитанниками проводится в группах при выполнении следующих условий:

  • помещение перед приемом пищи проветривается;
  • столы покрываются сервировочными салфетками под каждый прибор. Салфетки используются хлопчатобумажные, льняные или бумажные;
  • столовая посуда и столовые приборы должны соответствовать возрасту воспитанников;
  • при раздаче пищи горячие блюда должны быть температурой 50 °C (оптимальная), холодные напитки – комнатной температуры, но не ниже 20 °C, закуски (салаты) – 14 °C – 16 °C;
  • смена блюд производится по очередности их приема, начиная с салата.

Педагогами нашего учреждения проводится целенаправленная и систематическая работа по формированию у воспитанников умений, связанных непосредственно с приемом пищи и правильным пользованием столовыми приборами, салфеткой в соответствии с возрастными особенностями детей.

 

КУЛЬТУРА  ПИТАНИЯ

Известно, что самые прочные привычки (полезные и вредные) формируются в детстве. Ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней. Именно поэтому  воспитателями дошкольного образования особое внимание уделяется формированию культуры питания воспитанников. Данная работа осуществляется с учетом  возрастных особенностей детей. При этом активно используются игровые методы и приемы (дети получают новые представления в игре, проигрывают определенные ситуации, обучают игрушки, героев игры правилам поведения за столом и др.), а также  художественное слово (стихи, потешки, загадки, пословицы и поговорки о продуктах питания, их пользе, правилах поведения за столом). В воспитании навыков опора  идет и  на хороший пример самих детей (правильное пользование столовыми приборами, салфеткой, посадка (соблюдение правильной осанки) за столом). Большое значение имеет напоминание, показ и повторение определенных действий.

В учебной программе дошкольного образования обозначены основные направления работы с воспитанниками по формированию культуры питания в каждой возрастной группе (с постепенным усложнением).

  • Воспитанники первой младшей группы (от 2 до 3 лет) приучаются к здоровому питанию, у них формируются следующие навыки: не спеша пережевывать пищу, глотать, держать чашку и пить из нее; правильно и самостоятельно пользоваться столовыми приборами (столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой); выполнять элементарные поручения (после еды относить столовые приборы, хлебницы, салфетницы на раздаточный стол).
  • У воспитанников  второй младшей группы (от 3 до 4 лет) формируются первичные представления о полезности пищи и определенные умения: спокойно садиться за стол и выходить из-за него; есть аккуратно; не разговаривать, не прожевав и не проглотив пищу; пользоваться салфеткой, благодарить после еды. Совершенствуются навыки правильного пользования столовой и чайной ложкой, вилкой.
  • Воспитанники средней группы (от 4 до 5 лет) получают первичные представления о профилактике заболеваний желудочно-кишечного тракта, полезности продуктов питания, сервировке стола, принятии пищи только в установленных местах (о том, что нельзя кушать в транспорте, во время прогулки на улице).
  • Воспитанники старшей группы (от 5 до 7 лет)   знакомятся со значением рационального питания для здоровья человека. У них формируются новые и закрепляются  полученные ранее представления о правилах сервировки стола, пользования столовыми приборами; поведения за столом (не кричать, не говорить с набитым ртом, не класть локти на стол, сохранять правильную осанку). Обучаются уважительному отношению к труду повара, мамы и других взрослых по приготовлению пищи,   к хлебу как основе рациона человека и продукту тяжелого труда многих людей. Закрепляются навыки благодарить взрослых за приготовленные блюда, а также умения: пользоваться столовыми приборами; совместно со взрослым выбирать полезные для здоровья продукты, помогать готовить блюда из них.

Особое внимание уделяется культуре питания, связанной непосредственно с приемом пищи: не спешить, не хватать горячую пищу, брать пищу маленькими кусочками, старательно пережевывать, не отвлекаться во время приема пищи, не наклонять тарелку с первым блюдом, фрукты из компота кушать десертной ложкой, косточки сплевывать аккуратно в ложку, хлеб отламывать маленькими кусочками, но не крошить.

Все воспитанники учатся садиться за стол опрятными, причесанными и с вымытыми  руками. Воспитателями дошкольного образования систематически обращается внимание на соблюдение правильной осанки детей во время приема пищи, правильное использование столовых приборов, умение благодарить взрослых после еды.

Освоение вышеперечисленных  навыков

 связано с этическим развитием воспитанников.

Денежные нормы расходов на питание обучающихся

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

23 августа 2023 г. № 555

Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317

На основании части второй пункта 8 статьи 40 Кодекса Республики Беларусь об образовании Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 апреля 2013 г. № 317 «О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся, а также участников образовательных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования» следующие изменения:

название изложить в следующей редакции:

«О нормах питания и денежных нормах расходов на питание обучающихся»;

пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Установить:

1.1. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных детских садах, учреждениях общего среднего и высшего образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, специальных школах и специальных школах-интернатах при освоении содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования согласно приложению 1;

1.2. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных детских садах, санаторных группах, санаторных специальных группах, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания с длительностью пребывания 12–24 часа согласно приложению 2;

1.3. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных детских садах, учреждениях общего среднего и высшего образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, специальных школах и специальных школах-интернатах при освоении содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, согласно приложению 3;

1.4. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных детских садах, санаторных группах, санаторных специальных группах, санаторных группах интегрированного обучения и воспитания, проживающих на территории радиоактивного загрязнения, с длительностью пребывания 12–24 часа согласно приложению 4;

1.5. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с длительностью пребывания 6–8 часов (двухразовое питание), 8–10,5 часа (трехразовое питание), 12–24 часа (пятиразовое питание) согласно приложению 5;

1.6. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в начальных школах, базовых школах, средних школах, гимназиях, лицеях, гимназиях-колледжах искусств и учреждениях высшего образования при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, образовательных программ специального образования на уровне общего среднего образования, специальных школах, в том числе группах продленного дня, при освоении содержания образовательной программы среднего образования с длительностью пребывания 8–10,5 часа (трехразовое питание) согласно приложению 6;

1.7. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся, проживающих в общежитиях учреждений общего среднего образования (пятиразовое питание), согласно приложению 7;

1.8. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных школах-интернатах, кроме санаторных школ-интернатов для детей с заболеванием туберкулезом и риском его развития (пятиразовое питание), согласно приложению 8;

1.9. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в санаторных школах-интернатах для детей с заболеванием туберкулезом и риском его развития (пятиразовое питание) согласно приложению 9;

1.10. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в специальных школах-интернатах (пятиразовое питание) согласно приложению 10;

1.11. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в учреждениях среднего специального, высшего, дополнительного образования взрослых при освоении содержания образовательных программ профессионально-технического образования согласно приложению 11;

1.12. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в оздоровительных лагерях дневного пребывания (трехразовое питание) согласно приложению 12;

1.13. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания (пятиразовое питание) согласно приложению 13;

1.14. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся в образовательно-оздоровительных центрах, оздоровительных лагерях круглосуточного пребывания военно-патриотического профиля, труда и отдыха, учреждении образования «Национальный детский технопарк» (пятиразовое питание) согласно приложению 14;

1.15. нормы питания и денежные нормы расходов на питание обучающихся, проживающих в общежитии учреждения образования «Белорусская государственная хореографическая гимназия-колледж» (пятиразовое питание), согласно приложению 15;

1.16. денежные нормы расходов на питание участников образовательных и иных мероприятий из числа лиц, обучающихся в учреждениях образования, согласно приложению 16.»;

в пункте 2:

подпункт 2.1 изложить в следующей редакции:

«2.1. при обеспечении питанием за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов обучающихся, указанных в абзаце втором пункта 3 и пункте 6 Положения об организации питания обучающихся, получающих общее среднее, специальное образование на уровне общего среднего образования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694, размер денежной нормы расходов на второй завтрак (ужин) составляет 35 процентов, на обед – 50 процентов и полдник – 15 процентов от соответствующей денежной нормы расходов на питание, установленной в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 настоящего постановления.

Нормы питания, установленные в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 настоящего постановления, используются при одноразовом питании (при пребывании в учреждении образования 3,5–6 часов) и двухразовом питании (при пребывании в учреждении образования 6–8 часов) с учетом норм калорийности конкретного приема (приемов) пищи согласно установленным санитарно-эпидемиологическим требованиям и физиологическим потребностям в энергии:

второго завтрака (ужина), в том числе второго завтрака во вторую смену, – 440–550 ккал для обучающихся в возрасте 6–10* лет, 540–675 ккал – 11–18 лет;

обеда – 660–770 ккал для обучающихся в возрасте 6–10* лет, 810–945 ккал – 11–18 лет;

полдника – 220–330 ккал для обучающихся в возрасте 6–10* лет, 270–405 ккал – 11–18 лет;

______________________________

* Допускается применение для обучающихся в возрасте 5 лет.»;

подпункт 2.2.2 исключить;

в частях второй и третьей подпункта 2.6 цифры «1.20» заменить цифрами «1.16»;

в подпункте 2.8 слова «1.6–1.14, 1.16, 1.19 и 1.20» заменить словами «1.6–1.10, 1.12, 1.15 и 1.16»;

в пункте 32 слова «1.17 и 1.18» заменить словами «1.13 и 1.14»;

дополнить постановление приложениями 1–16 (прилагаются).

2. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования.

 

Премьер-министр Республики Беларусь

Р.Головченко

 

 

Приложение 3

к постановлению
Совета Министров
Республики Беларусь
27.04.2013 № 317
(в редакции постановления
Совета Министров
Республики Беларусь
23.08.2023 № 555)

НОРМЫ ПИТАНИЯ И ДЕНЕЖНЫЕ НОРМЫ РАСХОДОВ
на питание обучающихся в детских садах, дошкольных центрах развития ребенка, специальных детских садах, учреждениях общего среднего и высшего образования при освоении содержания образовательной программы дошкольного образования, образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, специальных школах и специальных школах-интернатах при освоении содержания образовательных программ специального образования на уровне дошкольного образования, проживающих на территории радиоактивного загрязнения

Таблица 1

 

Нормы питания

 

(масса продуктов нетто (г, мл) в день на одного обучающегося) 

Возраст обучающихся

Группы и виды продуктов

от 1 года до 3 лет

от 3 до 7 лет

в учреждениях с длительностью пребывания

10,5 часа

10,5 часа

1. Хлеб пшеничный*

40,0

65,0

2. Хлеб ржаной*

40,0

60,0

3. Мука пшеничная

10,0

10,0

4. Крахмал картофельный*

1,5

2,0

5. Макаронные изделия

7,0

9,0

6. Крупы

26,0

28,0

7. Бобовые

3,0

3,0

8. Картофель

110,0

150,0

9. Овощи

150,0

200,0

10. Томат-пюре*

1,0

2,0

11. Фрукты

130,0

160,0

12. Сухофрукты**

7,0

10,0

13. Шиповник сухой

5,0

6,0

14. Соки

60,0

80,0

15. Мясо

24,0

42,0

16. Птица

10,0

15,0

17. Колбасные изделия

5,0

10,0

18. Субпродукты

5,0

8,0

19. Молоко и кисломолочные продукты

300,0

330,0

20. Масло сливочное

12,0

17,0

21. Творог

45,0

50,0

22. Сметана

9,0

12,0

23. Сыр

5,0

7,0

24. Яйцо

14,0

20,0

25. Рыба

10,0

10,0

26. Морская капуста

2,0

4,0

27. Масло растительное

9,0

12,0

28. Сахар

23,0

33,0

29. Мед

2,0

5,0

30. Кондитерские изделия (мучные кондитерские изделия, зефир, мармелад, варенье, джем)

10,0

13,0

31. Дрожжи*

0,2

0,2

32. Чай*

0,1

0,2

33. Кофейный напиток*

1,2

2,4

34. Какао*

0,6

1,6

35. Соль

3,5

4,5

36. Лимонная кислота*

0,1

0,2

37. Аскорбиновая кислота, мг

45,0

50,0

 

______________________________

* Нормы хлеба пшеничного, хлеба ржаного, крахмала картофельного, томат-пюре, дрожжей, чая, кофейного напитка, какао, лимонной кислоты являются рекомендуемыми.

При использовании хлебобулочных изделий собственного производства нормы хлеба пшеничного уменьшаются, а нормы на необходимые для их изготовления продукты увеличиваются.

** Допускается сезонная замена сухофруктов свежими фруктами.

Таблица 2

 

Денежные нормы расходов на питание

 

(рублей)

Возраст обучающихся

В день на одного обучающегося в учреждениях с длительностью пребывания

10,5 часа

от 1 года до 3 лет

3,98

от 3 до 7 лет

5,16